Краеведческая кухня: евреи: Юлий Африкан. Юнона родила Иисуса

среда, 22 ноября 2017 г.

Юлий Африкан. Юнона родила Иисуса

Римская мозаика из Циппори (Израиль)

Юлий Африкан (~160–~240)


Юлий Африкан Секст (Julius Africanus) – раннехристианский грекоязычный писатель. Родился в Иерусалиме в семье римских колонистов. Служил в армии императора Септимия Севера (участвовал в его сирийском походе 195 г.), а позднее был префектом в Эммаусе. По поручению императора Александра Севера Юлий Африкан основал в Риме общественную библиотеку
и написал энциклопедию «Узоры» (Κεστοί; уцелели лишь ее фрагменты среди оксиринхских текстов). Неизвестно, родился ли Юлий Африкан в христианской семье или крестился в зрелом возрасте. Он поддерживал дружеские отношения с Оригеном и апологетом Аристидом. Сохранились два письма Юлия Африкана к ним. В письме к Оригену он высказывается в пользу позднего происхождения истории Сусанны (Дан.13), а в письме к Аристиду (фрагменты из которого приводит Евсевий Памфил в Церковной истории, I, 7) затрагивает вопрос о родословиях Иисуса Христа.

Юлий Африкан лично знал сродников Иисуса Христа и от них получил разъяснение, почему расходятся генеалогии в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки. Согласно этому объяснению, генеалогии хранились у выходцев из Назарета и являются подлинными. Но одна из евангельских родословных (Мф.) отражает фактический перечень предков Христа, а другая (Лк.) составлена в соответствии с законом левирата, по которому человек, женившись на вдове брата, считается отцом ее детей от первого брака. Иосиф Обручник был родным сыном Иакова и приемным сыном Илия. Юлий Африкан считается одним из первых христианских историков. Ему принадлежат «Летописи», сохранившиеся во фрагментах у Евсевия и блаженного Иеронима (см. его «О знаменитых мужах», 63). B них Юлий Африкан прослеживал мировые события от начала истории до 221 н. э. По его расчетам, человек был создан за 5.5 тыс. лет до н. э., а поскольку мир (по аналогии с Шестодневом) должен существовать 6 тыс. лет, то конец истории Ю. А. предсказывал в 500 н. э. Вслед за этим он ожидал «субботнего» тысячелетия, Царства Божьего на земле.
 Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня

***

Добавлю, что Юлий Африкан знал иврит, что, по-видимому, свидетельствует о наличии в его родном городе (Иерусалиме) языковой среды. Такое предположение сталкивается с тем фактом, что после восстания Бар Кохбы евреи были изгнаны из Иерусалима. В таком случае эту языковую среду могли составить христиане из евреев. Тогда следует предположить, что евреи составляли значительную часть новой иерусалимской общины. Слишком много предположений... Подробности о ранней иерусалимской общине см. здесь.

Тексты первого известного христианского историка Юлия Африкана производят странное впечатление... Они отражают культурную ситуацию, в которой христианские воззрения не заменяют языческие, а накладываются на них...

События, происшедшие в Персии во время воплощения Господа нашего Иисуса Христа


Первыми о Христе узнали в Персии – ведь ничто не ускользает от внимания тамошних ученых мужей, которые тщательно исследуют все, с чем сталкиваются. В книге своей я изложу события, записанные на золотых табличках в дворцовых храмах, потому что именно из них (а также от жрецов, знакомых с этими табличками) пошла весть об Иисусе. В Персии есть храм, посвященный Юноне и по красоте своей превосходящий даже царский дворец. Тот храм построил еще Кир во славу своих богов, сделав им серебряные и золотые статуи и украсив драгоценными камнями – на подробности я не желаю тратить времени. Так вот, незадолго до Господнего Воплощения (судя по датам, которые приводят те таблички) персидский царь пришел в храм, чтобы ему растолковали очередной сон. Там к нему подошел жрец по имени Прапапий и сказал:

- Радуйся, господин, ибо Юнона зачала!

Царь улыбнулся и ответил:

- Разве мертвая богиня может зачать?

Жрец же сказал:

- Именно так. Та, что была мертва, снова вернулась к жизни.

Царь удивился:

- Как это так? Объясни мне.

И жрец начал объяснять:

- Воистину, приблизилось время великих дел. Всю ночь земля колыхалась от того, что боги и богини говорили друг другу: «Пойдем, поздравим Юнону». Сказали они и мне: «Пророк, иди поздравь Юнону, ибо она познала объятия мужа». Я спросил их, как же может познать объятия мужа та, кого уже нет среди живых. На это боги ответили: «Она снова вернулась к жизни, и теперь ее имя не Юнона, но Урания, ибо заключил ее в объятия могучий муж». Тогда богини, пытаясь более понятно объяснить мне, что же происходит, сказали: «Вообще-то ее имя – богиня Пега, ибо она помолвлена с плотником, а с Юноной такого произойти не могло – плотник ей не пара». Тут в спор вступили боги: да, правда, ее называют Пега, но имя ее – Майрия, ибо в утробе своей носит она сосуд, в котором спрятано сокровище дороже тысячи тысяч талантов. Пегой же ее называют потому, что имя это истолковывается так: из этой земной реки проистекает вечный поток Духа – поток, несущий с собой всего одного человека, но человека с божественной душой – Богочеловека, который понесет на себе весь мир, как корабль в море несет на себе моряков. Вы правду сказали, что женщина эта обручена с плотником, но Ребенок, зачатый ею – не чета своему земному отцу, ибо Его Отец – величайший Плотник в мире, искусно построивший крышу третьего неба и Своим Словом создавший и наш, нижний мир.

Так боги с богинями долго спорили друг с другом о том, что же происходит на самом деле, как обстоят дела с Юноной и кто такая эта Пега-Майрия. Наконец, они пришли к обоюдному согласию и сказали мне: «Мы поймем, что же на самом деле происходит, когда день подойдет к концу. Ты же не беспокойся, а просто подожди, ибо должны свершиться великие дела и к концу дня мы точно узнаем, что случилось».

Жрец окончил говорить. Царь остался в храме и стал смотреть на статуи богов. Вдруг изображения арфистов в храме ожили и сами по себе стали играть на арфах. Так же ожили и запели певчие, и все статуи и изображения, которые только были в храме – люди, звери, птицы, сделанные из серебра или золота. Царь хотел было убежать, испугавшись всего этого, но жрец остановил его, сказав: «Останьтесь, о царь, ибо сейчас Бог богов решил открыть нам Свои намерения».

Когда жрец произнес эти слова, крыша храма будто раскрылась и яркая звезда спустилась с неба и замерла прямо над колонной богини Пеги, и ниоткуда послышался голос: «Властительница-Пега, могущественный Сын послал меня объявить, что, когда совершишь роды, будешь ты сочетаться браком с чистотой и непорочностью, о верховная матерь, давшая жизнь всему, невеста Триединого Божества. И Сын, чудно рожденный тобой, будет именоваться Начало и Конец – начало спасения и конец гибели» .

Когда проговорил чудесный голос эти слова, все статуи богов упали лицом вниз. Стоять осталась только Пега, и на голове ее оказалась царская корона, на которой сияла звезда, выложенная из карбункулов и изумрудов. Располагаясь в верхней части короны, звезда покоилась в нижней ее части.

Тогда царь созвал всех толкователей снов, всех волхвов и мудрецов, которые жили в подвластных ему землях, и когда глашатаи возвестили всем волю царя, они собрались в храме. Там увидели они Пегу в короне, поверженные перед ней статуи богов, сияющую над головой Пеги звезду, и сказали царю: «О царь, знай, что корень божественный и царственный поднялся из земли, неся образ Великого Царя неба и земли! Ибо Пега-Майрия – дочь Пеги Вифлеемской. Корона же – это царственный знак, а звезда – это божественное знамение, признак чудес, которых ожидает земля. Из Иудеи поднялось царство, равного которому у иудеев еще не было. Статуи богов лежат на полу лицом вниз. Это признак того, что время их славы подошло к концу, ибо Тот, Кто грядет скоро, происходит из рода более древнего, нежели эти боги, и старое вытеснит собой новое. Теперь же, о царь, пошли гонцов в Иерусалим, ибо там найдешь ты Христа – Помазанника Всемогущего Бога, рожденного в земном человеческом теле и лежащего в руках земной женщины». Звезда же, названная в тот день Божественной, пребывала над статуей Пеги, покамест мудрецы не отправились в путь. Когда же они вышли, звезда пошла впереди них, указывая им путь.

А поздно вечером в храме появился Дионис, окруженный сатирами, и сказал идолам: «Пега – не одна из нас, но гораздо выше и превосходнее. И зачатие, которое пережила она – чудесно и божественно». О Прапапий-жрец, чего же ты ждешь? С нами случилось то, что было предначертано изначально. Пророчества старых книг приходят в исполнение, и Муж силы назовет нас ложными. И то правда, мы были ложными богами, и время нашего царствования подошло к концу. Теперь мы уже не произнесем своей воли людям через оракулов, и никто не воздаст нам почестей. Время наше прошло, и только Единому теперь будут возноситься молитвы и почести. Об остальных же и беспокоиться не стоит. Не будут больше персы приносить жертвы небу и земле, ибо скоро грядет Тот, кто сотворил небо и землю, чтобы принести иную жертву Тому, Кто послал Его, чтобы вернуть к жизни забытый образ, воссоединить старое и новое, сделать непохожее похожим. Небеса ликуют вместе с землей, и земля радуется, ибо небо дало ей радость. Что на небе не было видано – то случилось на земле. На кого и праведники взглянуть не смели – Того узрели очи грешников. Те мучаются в огне – эти радуются в нежной тени. Марии выпал великий жребий – привести Пегу в Вифлеем, зачав в себе благодать от благодати. Теперь Иудея вступает в пору своего цветения, для этой же страны наступает осень. Язычники и варвары обретают спасение, бедные и нищие находят покой и процветание. Поэтому правильно делают жены, которые танцами приветствуют Пегу и поют: «Госпожа Пега, носительница весны, мать небесных созвездий! Твои облака несут нам прохладу после жаркого дня. Помни же о рабах своих, Прекраснейшая!»

Тогда царь велел без промедления послать в Иудею нескольких мудрецов с дарами – туда, куда укажет им звезда. Вернувшись, они рассказали о том, что видели. Слова их были записаны на золотых табличках в храме, и вот что они рассказали.

Когда мы пришли в Иерусалим, то оказалось, что звезда, посланная нам как знамение и пришедшая вместе с нами, привела в изумление весь город. «Что же такое творится, - спрашивали они, - что это за звезда, и что здесь делают эти персидские мудрецы, которые привели за собой этот небесный знак?» Тут к нам подошли еврейские старейшины и спросили:

- Что это за знамение, и что привело вас сюда?

Мы ответили:

- Родился тот, кого вы называете Мессией.

Они пришли в замешательство и не могли ничего нам сказать. Потом все-таки собрались с духом и сказали:

- Ради Бога праведного, скажите нам, что вам известно об этом.

Мы ответили:

- Воистину, вы трудитесь во славу неверия, ибо поклянемся мы или нет – вы все равно не поверите нам, но последуете своему поспешному совету. Знайте же, что родился Христос, Сын Всевышнего, и Он повергнет ниц ваш закон и синагоги. Именно поэтому имя, которое мы назвали, так поразило вас.

Тогда они посовещались и предложили нам дары, чтобы мы никому не говорили о том, что случилось – чтобы не случилось в народе восстания против них. Мы же ответили: «мы сами принесли дары в Его честь, чтобы рассказать о том, что случилось у нас на родине в честь рождения Мессии, а вы даете нам взятки, чтобы мы утаили то, что Божество велело нам сказать? Чтобы мы пренебрегли повелениями нашего Всевышнего Царя»? После долгих споров и увещеваний они оставили нас. Но тут за нами послал иудейский царь, и, услышав о цели нашего посещения, тоже стал задавать вопросы. С ним мы вели себя точно так же и точно так же отвечали на все его вопросы, пока царь не пришел в ярость. Так мы и расстались с ним, оказав ему не больше чести, чем любому другому человеку.

И наконец мы подошли к тому месту, куда вела нас звезда, и увидели там мать с ребенком. Звезда указывала на ребенка – именно Он был тем предсказанным Царем. Мы спросили мать:

- Кто ты, о славная мать?

Она ответила:

- Мария.

- А откуда ты родом?

- Из Вифлеема.

Тогда мы спросили ее:

- Познала ли ты мужа?

Она ответила:

- Я была обручена с моим будущим мужем, но много я об этом не думала. И вот, однажды в субботу, с восходом солнца, ко мне явился ангел и сказал, что у меня будет сын. Испугавшись, я воскликнула: «Боже! Да не будет этого со мною, ибо я еще не замужем»! Но ангел убедил меня, что на то воля Божья, чтобы я родила сына.

Тогда мы сказали ей:

- О великая Мать, все боги Персии зовут тебя благословенной. Слава твоя велика, ибо ты будешь превознесена превыше всех славных жен, и величие твое будет превыше всех цариц земных.

Дитя же в это время сидело на земле. Было Ему, как сказала мать, два года от роду, и был он похож на свою мать. А она была стройная, с длинными руками, а волосы ее были цвета зрелой пшеницы. Лицом она была круглая, а волосы были сверху собраны в пучок. С нами был слуга, искусный в рисовании, и благодаря ему мы привезли домой изображения обоих – и Матери и Ребенка. Изображения эти были помещены нами в священном храме, под ними же была поставлена подпись: «Юпитеру-Солнцу, Всемогущему Богу, Царю Иисусу посвящают это изображение все силы Персии».

Потом все мы – каждый по очереди – взяли Ребенка на руки и воздали Ему почести. Еще мы принесли ему дары – золото, смирну и ладан – и сказали: «Приносим Тебе то, что и так Твое, О Иисус, вседержитель небес. Если бы не Твое пришествие – никак не смог бы вернуться утраченный порядок, и земное не могло бы примириться с небесным. Воистину, не может состояться предприятие, если хозяин посылает на работу своих слуги, а сам не идет. Не может и война окончиться победой, если царь шлет в бой своих вассалов, сам же не приближается к полю битвы. По этим законам мудро ты устроил мироздание, и Сам следуешь им, спустившись с небес в мир к людям».

Ребенок, услыхав наши слова, весело засмеялся. Затем мы попрощались с Матерью, выказав ей наше уважение, и вернулись в гостиницу, где остановились. Но вечером явился нам муж, пребывающий в великом смятении. Он сказал нам: «Вставайте и быстро уходите отсюда, не то окажетесь в руках врага». Мы перепугались и спросили: «Кто же это, о посланник небес, кто замышляет худое против нас»? Он же ответил: «Ирод, царь иудейский. Но хватит разговоров. Вставайте и уходите, чтобы остаться целыми».

Мы быстро собрались и пустились в путь. А потом, уже в Иерусалиме, рассказали все, что видели и слышали.

Смотрите же на ту чудесную весть о Христе, Спасителе нашем, Боге и Человеке. И да будет Ему вся слава и сила во веки веков. Аминь.


***

В сегодняшнем согласовании Евангелий история с волхвами и бегство в Египет (Мф 2) относят ко времени вслед за Рождеством, когда, по Луке, родители Иисуса благополучно совершают положенный обряд выкупа первенца - в Иерусалимском Храме. См. здесь.
Ранние христианские богословы (например, Епифаний Кипрский в IV - V в. и, как видим, Юлий Африкан) предлагали вариант согласования: посещение волхвов произошло через два года после Рождества.

По поводу проблем согласования евангелий детства от Луки и от Матфея см. Б. Деревенский. Иисус Христос в документах истории (2014).