Краеведческая кухня: евреи: (f) Павел, апостол язы́ков ради спасения Израиля

вторник, 14 ноября 2017 г.

(f) Павел, апостол язы́ков ради спасения Израиля






(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание) 





Обращение язычников (точнее, иудействующих язычников, см. d) началось до Павла (Савла). Его роль как апостола языков была определена еще при крещении (Деян. 9), но Савл проповедует только иудеям до смерти Агриппы (пока сохраняется надежда на восстановление национального государства). Тогда повеление повторяется, обращено оно к антиохийской общине: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:). Павел в каждом новом месте проповедует прежде всего в синагогах, обращаясь к детям рода Авраамова и боящимся Бога, т. е. к евреям и иудействующим[1]


После обращения проконсула острова Кипр Сергия Павла (Деян 13:7) Савл в Деяниях называется Павлом. Об этом нигде не сказано прямо в тексте, но, похоже, что новое имя Савл принял в память об этом событии. Был ли проконсул язычником? «…нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным». Логично будет предположить, что Вариисус обратил проконсула в свою ложную веру, поскольку для обращения Сергия Савлу понадобилось посрамить волхва. Не очень понятно, что представляло собой учение волхва-иудеянина, но он наверняка ознакомил проконсула с основами иудаизма… Вероятнее всего, Сергий тоже был боящимся Бога.

Интересна группа из двенадцати учеников, которую Павел встречает в Коринфе, он «сказал им: „Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?” Они же сказали ему: „Мы даже и не слыхали, что Дух Святой есть”. Он сказал им: „Во что же вы крестились?” Они отвечали: „В крещение Иоанново”. Павел сказал: „Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса”. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, сошел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19:2-6).

Ревность Павла в толковании смысла послания Христа (который именно его, Павла, призвал к этой роли) распространяется на всех: «для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1Кор. 9:20-22).

Павел торопится спасти как можно больше людей, поскольку Второе пришествие близко («не все мы умрем, но все изменимся» - 1 Кор. 15:51). В отведенное ему короткое время он должен спасти как можно больше людей, это его задача как ревнителя Бога. Эта задача неоднократно была сформулирована пророками, например, так: «„Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатка Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли“. Так говорит Господь, Искупитель Израиля…» (Ис. 49:6-7).

Из Послания ап. Павла к Галатам[2] можно сделать вывод о том, что в иерусалимской общине по вопросу обращения язычников и отношений с ними были разные позиции. Мнение Павла о том, что бывших язычников не надо принуждать к обрезанию, было принято Петром и Иаковом (?), однако были нюансы: когда «Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал. 12:11-12). То есть Иаков (или некоторые от Иакова), по-видимому, был против совместных трапез и нарушения кашрута. Павел при всех упрекает Петра в лицемерии: «если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? (Гал. 12:14).

Считается, что Павел призывал всех христиан отказаться от исполнения иудейских законов. Но даже в этом упреке Петру можно увидеть обвинение в нарушении иудейских законов иудеем.[3]

Действия и речи Павла указывают на то, что он не призывал иудеев отказаться от закона, так, своего ученика Тимофея, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, Павел обрезал ради Иудеев (Деян. 16), а в Послании к Римлянам (христианам из язычников) сказано об иудеях: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя… Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова… Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11). Павел считает себя борцом за спасение Израиля. Спасение язычников – замысел Бога. Ревнитель по Боге, иудей, должен принять этот замысел как свою задачу. Всеобщее спасение верой никак не отменяет обязанность иудея исполнять закон, данный им Богом. Для язычников это не обязательно, они не должны становиться иудеями. Более того, если язычник считает для себя христианство обращением в иудаизм, то он, тем самым, подвергает сомнению значение жертвы Иисуса, который открыл язычникам новый путь спасения. Еще раз подчеркну: уверовавший в Христа иудей, по Павлу, не перестает быть иудеем. То, что не все иудеи уверовали в Христа, - явление временное, в итоге спасется весь Израиль, потому что Божье обетование непреложно.

В Послании к евреям Павел не отрицает закон Моисея: «И Моисей верен во всем доме Его как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца[4] (Евр. 3:5-6). Объявление Иисуса священником по чину Мельхиседека[5] (Евр. 7), что превышает священство Аарона, – свидетельство того, что закон Моисея был этапом на пути к Иисусу.

Это уточнение позиции Павла важно в связи с его последним посещением Иерусалима, где он появляется после трех миссионерских путешествий. Он приходит к Иакову, там собрались все пресвитеры. «Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям». Чтобы доказать, что слухи неверны, Павла отправляют в Храм совершить обряд по закону Моисея, однако присутствующие в Храме ошибочно истолковали действия Павла «Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм[6] и осквернил святое место сие… Весь город пришел в движение»… Павел арестован римской стражей для предотвращения самосуда толпы. Он настаивает на том, чтобы ему дали говорить перед народом и на лестнице крепости (Антония) произносит речь, в которой заявляет о своей верности законам отцов: «я Иудеянин… воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» (Деян 22).

Интересно, что невозможно определить состав собравшихся, которые спокойно выслушали историю об обращении Павла на пути в Дамаск и пришли в неистовство после слов о том, что Он послал его проповедовать к язычникам. Возмутиться могли и уверовавшие иудеи, т. е. та часть иудеохристиан, которая была против проповеди нового учения среди язычников или против того, что новообращенные не должны соблюдать закон Моисея.

Римляне решили в качестве наказания за беспорядки («не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?»[7]) бичевать Павла, но тот заявил, что он – римский гражданин[8] (Деян. 22). Чтобы избежать неприятностей, тысяченачальник (который, за большие деньги приобрел римское гражданство, а Павел в нем родился) велит собраться Синедриону для решения дела. Павел сумел поссорить членов Синедриона, в котором были и садукеи, и фарисеи, заявив: «я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят»[9] (Деян. 23). Тысяченачальник отправляет Павла под охраной (воинов пеших двести, конных семьдесят и стрелков двести) к наместнику Феликсу в Кесарию. Павел, как римский гражданин, требует суда кесаря (Нерона). Ждать приходится до прибытия следующего наместника (Феста) (Деян. 24 и 25). К Фесту в Кесарию с визитом вежливости прибывает Агриппа II со своей сестрой Береникой. Проводятся слушания, в ходе которых Агриппа проникается речью Павла: «ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином»[10] (Деян. 26). Но для решения дела Павла все-таки отправляют в Рим. У Агриппы нет полномочий судить римского гражданина. В Риме Павел собирает знатнейших из иудеев и объясняет им, что он не сделал ничего против народа или отеческих обычаев. Те ему охотно верят (мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого) и желают выслушать, ибо известно нам, что об этом учении везде спорят… (Деян. 28).




[1] Возможно, он детьми рода Авраамова называет евреев и прозелитов. Вопрос обсуждается.

[2] О разночтениях в изложении истории Павла в Деяниях и в его собственных текстах, к которым относятся не все, подписанные его именем, см. БЭрман. Великий обман: научный взгляд на авторство священных текстов, в оригинале «Forged: Writing in the Name of God—Why the Bible’s Authors Are Not Who We Think They Are», 2011 г.

[3] Этот конфликт обычно толкуется в прямо противоположном смысле. Но тогда поведение Павла в Иерусалиме (см. ниже) – лицемерие, если, конечно, он не имел на это тонких богословских обоснований.

[4] Заметьте, евреям Павел не говорит, что обетование непреложно.

[5] Авраам возвращается после войны «и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, и благословил его… [Аврам] дал ему десятую часть из всего (Быт. 14:18-20). «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109: 4).

Среди кумранских рукописей - Мидраш Мелхиседека и Гимн (Учителя Праведности, которого, например, И. Тантлевский, из ведущих кумрановедов, рассматривает как Мелхиседека). Кумранская община оппозиционна официальному священничеству. Тексты, кстати, датируют временем до н.э.
Мелхиседек занял почетное место в эзотерической литературе иудаизма, христианства и ислама (шиизма).

[6] Здесь можно порассуждать, кто такие еллины и куда именно их якобы ввел Павел…

[7] Флавий: «Еще большее бедствие навлек на евреев лжепророк из Египта. Этот мошенник, выдававший себя за пророка, по прибытии в страну собрал около тридцати тысяч простаков и провел их пустынной местностью к Масличной горе, откуда намеревался силой войти в Иерусалим, подавить римский гарнизон и захватить верховную власть, сделав соучастников своими телохранителями. Однако Феликс предупредил его намерения и вышел навстречу с тяжелой римской пехотой; все население города тоже принимало участие в обороне. После стычки египтянин с горсткой людей спасся бегством, а большинство его последователей были убиты или взяты в плен; остатки же толпы рассеялись и потихоньку разошлись по домам» (ИВ II,18).

См. также М. Туваль. О назаретянине, галилеянине, египтянине и других. // Лехаим. Февраль 2010 г. (http://www.lechaim.ru/ARHIV/214/tuval.htm)

[8] Это не единственное заявление Павла о его римском гражданстве (см. Деян. 16). В Филиппах (Македония) подобное заявление не сразу производит должного впечатления и Павла с его спутником бичуют, правда воеводы приходят потом извиняться, похоже, что бичевавшие превысили свои полномочия.

[9] Фарисеи признавали воскресение из мертвых, а саддукеи – нет.

[10] Значение этого высказывания трактуют по-разному: от «ты почти убедил меня стать христианином» до «неужели ты думаешь, что убедил меня стать христианином?»



Предыдущее:  (e) Гонение Агриппы

Комментариев нет: