Восстание Бар Кохбы историки иногда
рассматривают как продолжение восстания в провинциях. Его причинами называют
закон Адриана, запрещающий обрезание (его некоторые исследователи считают
наказанием за восстание), и обещание, данное Адрианом евреям, разрешить
отстроить Храм (сведения из Талмуда, возможно, легендарные), которое сменилось
намерением императора отстроить Иерусалим как римскмй город - в качестве базы
для защиты от парфян… Причины восстания обсуждаются[1].
Иустин Философ (100 – 160) говорит о том, что «в бывшей последней Иудейской войне Вархохева (Бар Кохбы. - Э. Г.), предводитель Иудейского возмущения велел одних только христиан предавать ужасным мучениям, если они не отрекутся от Иисуса Христа и не будут хулить Его» (1 Апология, 36). К слову, Апология Иустина адресована императору Антонину Пию, (а вторая – Марку Аврелию), ее цель – доказать лояльность христиан к римской власти. Иустин не сообщает, что Бар Кохба предавал мучениям христиан (очевидно, иудеохристиан) в Иерусалиме, иначе бы мы имели веское доказательство присутствия Бар-Кохбы в Городе, но слова Иустина во всяком случае означают, что иудеохристиане проживали на территории Иудеи в этот период. Факт захвата Бар Кохбой Иерусалима подтверждается монетами, выпущенными повстанцами. На монетах первого года - «Год первый избавления Израиля», второго — «Год второй свободы Израиля»; на монетах третьего и четвертого годов - «За свободу Иерусалима». Документ, найденный в Иудейской пустыне, датирован третьим годом от освобождения Иерусалима. В самом Иерусалиме монеты Бар-Кохбы (пока) не найдены.
После подавления иудейского восстания Бар
Кохбы, в ходе которого все протестующие были уничтожены или проданы в рабство,
провинция получила новое название — Палестина Сирийская, а позднее была
переделена (с добавлением бывших набатейских территорий) на три Палестины,
Иерусалим входил в Палестину Первую, столицей которой была та же Кесария.
Император Адриан отстроил Иерусалим, назвал его Элия Капитолина и заселил
ветеранами (так называли римских солдат, прошедших срочную службу, в награду
они получали землю и становились поселенцами) и греческими колонистами. Адриан
запретил евреям проживать в Иерусалиме и его окрестностях, им разрешалось
посещать Иерусалим раз в год (9 Ава) для оплакивания судьбы Храма.
Отсутствие евреев в Иерусалиме не обозначает
их отсутствия в Палестине. Религиозный центр иудаизма после поражения восстания
Бар Кохбы из Явне перемещается все дальше от Иерусалима и от побережья - в
Галилею: сначала в город Уша, затем в Сепфорис-Циппори, переименованный
Адрианом в Диокесарию, во второй половине III в. - в Тивериаду.
Иудаизм остается разрешенной религией.
Преемник Адриана Антонин Пий (правит 138 - 161) отменяет дискриминационные
законы Адриана, сохраняя, однако, запрет на проживание евреев в Иерусалиме,
запрещается также обращение в иудаизм (обрезание неиудеев). «Во
взаимоотношениях Рима и иудеев наступает — как бы это ни казалось странным в
первый момент — значительное улучшение» (Грушевой, Введение).
Комментариев нет:
Отправить комментарий