Краеведческая кухня: евреи: (с) Стефан-первомученик

воскресенье, 12 ноября 2017 г.

(с) Стефан-первомученик





(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание)







Стефан, христианский первомученик, побит камнями после речи в Синедрионе: «Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана»[1] (Деян. 7:57-59). Юноша, стороживший одежды, - Савл, будущий апостол Павел.
Поскольку известно (например, Ин. 18:31), что Синедрион не имел права приговаривать к смерти, предполагают, что событие могло произойти в период ослабления власти – в конце правления Пилата, между его правлением и прибытием следующего наместника - или же с санкции наместника Сирии Вителия, который отстранил Пилата. В любом случае, это прямое римское правление. При этом, по Деяниям (гл. 8), за убийством Стефана следует не наказание иудеев, а гонения на христианскую церковь.

Мученичество Стефана становится отправной точкой распространения учения. Самаритян[2] обращает апостол Филипп; от него же принял крещение на дороге из Иерусалима в Газу Ефиоплянин, евнух, вельможа царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения (т. е. иудей) (Деян. 8) - тем самым проповедь выходит за границы страны.



[1] Встречается назание гонение зилотов и Савла для этого, первого гонения на христиан. Гипотезу о принадлежности Савла (который часто называет себя ревнителем) к движению зилотов (в переводе - ревнители) выдвигает Иннокентий Херсонский (XIX в.), например. Зилоты (ревнители) – это четвертая философия, по Флавию (см. а)). Среди учеников Иисуса был Симон Зилот, про которого также невозможно сказать, имела ли его ревность и политическое содержание.

[2] См. встреча Иисуса с самаритянкой у колодца Иакова в Шхеме - с заявлением «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев»( Ин. 4). Иисус не проповедовал язычникам, в Евв. приведены два случая помощи язычникам, каждый раз с заявлениями: исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки («дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», Мк. 7:27; «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», Мф. 15:24) и исцеление слуги сотника в Капернауме («и в Израиле не нашел Я такой веры», Мф. 8, 10; то же Лк. 7:9). «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;   а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 5-6).




Предыдущее: (b) Осуждение апостолов Синедрионом




Комментариев нет: