(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание)
Апостолы Петр и Иоанн в Судный день после Пятидесятницы идут в Храм, и у Красных ворот именем Христа Петр исцеляет хромого от рождения. После совершенного чуда Петр произносит проповедь перед толпой, собравшейся вокруг (Деян. 3). Апостолов арестовывают священники, начальник стражников храма и саддукеи, привлекают к суду Синедриона (орган правления иудейской общины), выслушивают и запрещают проповедовать, но «Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. Они же, пригрозив, отпустили их» (Деян. 4).
Апостолы заключены в народную темницу, их освобождает ангел, они продолжают проповедовать и исцелять и предстают перед Синедрионом вновь, тогда «некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом… сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда[1], выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин[2] и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их». Апостолы же «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:34-42). В данном эпизоде римские власти не появляются. Это внутреннее дело общины.
Апостолы заключены в народную темницу, их освобождает ангел, они продолжают проповедовать и исцелять и предстают перед Синедрионом вновь, тогда «некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом… сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда[1], выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин[2] и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их». Апостолы же «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:34-42). В данном эпизоде римские власти не появляются. Это внутреннее дело общины.
[1] Флавий: «Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордану. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем, остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим» (ИД XX, 5). Последовательность Флавия – Февда появился после Иуды галилеянина - считается правильной. При том же Фаде были казнены сыновья Иуды (см. ниже).
[2] Флавий пишет о том, что переход Иудеи под римское правление вызвал волнения населения: «Хотя иудеи при первых слухах о переписи (Квириния; с Лк. 2:2 эти данные согласуют, считая, что это была вторая перепись. – Э. Г.) с самого начала были возмущены этим, но в конце концов оставили всякую мысль о сопротивлении <…> Однако некий галилеянин Иуда, происходивший из города Гамалы, вместе с фарисеем Саддуком стал побуждать народ к оказанию сопротивления, говоря, что допущение переписи поведет лишь к рабству. Они побуждали народ отстаивать свою свободу…
Родоначальником четвертой философской школы стал галилеянин Иуда. Приверженцы этой секты во всем прочем вполне примыкают к учению фарисеев. Зато у них замечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкою своим они считают Господа Бога. Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою главенства человека...» (ИД XVIII, 2)
Флавий обвиняет эту четвертую философскую школу в том, что действия ее последователей привели в результате к восстанию и разрушению Храма, не забывая отметить, что увлечение этой школой провоцировалось неправедными и жестокими римскими наместниками.
Флавий сообщает и о потомках Иуды: сменивший Фада (см. сноску 1) Тиберий Александр казнил двух сыновей Иуды (ИД XX, 5,2), в начале Большого восстания сын Иуды, Менахем, захватил арсенал Ирода в Масаде, а потом дворец Ирода в Иерусалиме, убил первосвященника и погиб в междуусобице (ИВ II, 17), Эльазар бен Яир, родственник Менахема (ИВ II, 17), бежал в Масаду и возглавлял повстанцев до падения крепости в 73 г. (ИВ VII, 8 и 9).
Флавий сообщает и о потомках Иуды: сменивший Фада (см. сноску 1) Тиберий Александр казнил двух сыновей Иуды (ИД XX, 5,2), в начале Большого восстания сын Иуды, Менахем, захватил арсенал Ирода в Масаде, а потом дворец Ирода в Иерусалиме, убил первосвященника и погиб в междуусобице (ИВ II, 17), Эльазар бен Яир, родственник Менахема (ИВ II, 17), бежал в Масаду и возглавлял повстанцев до падения крепости в 73 г. (ИВ VII, 8 и 9).
Предыдущее: (а) Власти
Комментариев нет:
Отправить комментарий