Краеведческая кухня: евреи: Вознесение

понедельник, 9 января 2017 г.

Вознесение

Авторская экскурсия. Экскурсовод в Иерусалиме. Экскурсии по Израилю
Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus Testamentum in Novo patet
(Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий Завет в Новом раскрывается)
Августин Блаженный

В Евангелиях вознесение Иисуса описывается только у двух синоптиков, и очень кратко:
Марк: И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк. 16:19).
Лука: 51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24).
В Деяниях: 9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1).

В Ветхом Завете есть еще одно вознесение живым на небо.



11Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4 Царств 2).

Всем присутствовавшим при вознесении Иисуса понятен смысл того, что происходит. Они сравнивали. И мы сравним.

4 Царств 2:1-25:

1Когда Иегова собирался поднять Илью в вихре на небо, Илья и Елисе́й шли из Галга́ла. 2Илья сказал Елисе́ю: «Пожалуйста, останься здесь, потому что Иегова послал меня в Вефи́ль». Но Елисе́й ответил: «Жив Иегова и жива твоя душа, я не оставлю тебя». И они пошли в Вефи́ль. 3Сыновья пророков, которые были в Вефи́ле, вышли к Елисе́ю и сказали: «Знаешь ли ты, что сегодня Иегова возьмёт твоего господина, так что он больше не будет твоим наставником?» — «Да, знаю,— ответил он.— Молчите».

4Илья снова сказал ему: «Елисе́й, пожалуйста, останься здесь, потому что Иегова послал меня в Иерихо́н». Но он ответил: «Жив Иегова и жива твоя душа, я не оставлю тебя». И они пошли в Иерихо́н. 5Сыновья пророков, которые были в Иерихо́не, подошли к Елисе́ю и сказали ему: «Знаешь ли ты, что сегодня Иегова возьмёт твоего господина, так что он больше не будет твоим наставником?» — «Да, знаю,— ответил он.— Молчите».

6Илья ещё раз сказал ему: «Пожалуйста, останься здесь, потому что Иегова послал меня к Иордану». Но он ответил: «Жив Иегова и жива твоя душа, я не оставлю тебя». И они оба пошли дальше. 7Пятьдесят человек из сыновей пророков пошли и встали поодаль на видном месте, а они оба стояли у Иордана. 8Илья взял свою одежду, свернул её и ударил ею по воде. Вода расступилась, и они оба прошли по сухой земле.

9Когда они перешли, Илья сказал Елисе́ю: «Проси, что мне для тебя сделать, прежде чем я буду взят от тебя». Елисе́й ответил: «Пожалуйста, пусть на мне будет две части твоего духа». 10Он сказал: «Ты просишь трудного. Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то всё так и будет. А если не увидишь, то не будет».

11Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 12Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. 13И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; 14и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. 15И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли, 16и сказали ему: вот, есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин. Он же сказал: не посылайте. 17Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: пошлите. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его, 18и возвратились к нему, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им: не говорил ли я вам: не ходите?

1) Замысел Иеговы известен всем окружающим. О нем сообщают Елисею, ученику Илии, сыны пророков, Елисей и сам знает о том, что Б-г должен забрать Илию, но сам Илия ему об этом не говорит!

Христос сам трижды (в Баниасе, на Фаворе, и в Иерусалиме) говорит о своей смерти и воскресении.


Баниас

13Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго…

21С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Мф. 16)

Параллель – Марк 8


Фавор

1По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, 2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. 3И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие…

9И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.10И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? (Мф.17)

Параллель – Марк 9


Иерусалим, Тайная вечеря

29Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф. 26).

Параллель – Мк. 14


2) Елисей стремится увидеть вознесение Илии, а Илия пытается уйти от Елисея. Илия больше не будет наставником Елисея.

Иисус сам ведет учеников, чтобы они увидели свое вознесение. Иисус обещает оставаться с учениками.


3) Елисей просит у Илии отдать ему силу, пребывающую на учителе, вдвое. Илия отвечает: «Трудного просишь… Если увидишь…». То есть Илия сам не передает силу, но знает, как это может произойти.

Христос обещает ученикам перед вознесением:

18И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф 28).

48Вы же свидетели сему. 49И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк.24).

8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деяния 1).

15И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. 17Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк.16).


Итак, Евангелия ссылаются на Ветхий Завет в доказательсто того, что Иисус больше, чем пророк (Илия). К тому же Евангелия призывают учеников быть достойными своего учителя – как Елисей.

Комментарии сюда.


Мои экскурсии представлены на сайте "Путешествуйте!"