2, 3, 4
Часть 1. Истоки легенды о Крестном древе
Мы не знаем, как выглядела легенда о Честном Древе ко времени создания Крестового монастыря. Мы не знаем, в каком виде она была известна основателям монастыря. Мы даже не знаем, когда монастырь на этом месте (есть византийский слой и постройка 11 в.) стал монастырем, посвященным Кресту.
Не представляется возможным сделать обзор возникновения различных сюжетов легенд, связанных с Честным Крестом, – и потому что эти легенды рассеяны по бесконечному количеству источников (еврейских, греческих, эфиопских, египетских, арабских) и связаны с различными религиями (иудаизмом, христианством, исламом, язычеством), и потому, что собрание текстов все еще расширяется (из «новообретенного» библиотека Наг Хаммади, кумранские рукописи), и потому что Евангелие от Никодима написано не Никодимом, Слово Григория Богослова не Григорием и Варух – тоже псевдо…
Но поблуждать в этом лимонарии можно.
Евангелие от Никодима
Апокрифическое евангелие от Никодима – 3-5 вв.
19. Когда же это услышал первозданный отец наш Адам - как в Иордане крестился (Христос), - возопил (он) к своему сыну Сифу: "Поведай сынам своим, пророкам и праотцам все, что слышал от Михаила первоархангела. когда послал я тебя к райским вратам, чтобы просил ты у Господа послать тебе ангела Своего, чтобы дал он тебе масла от дерева милости: помазать тело мое, когда я был немощен".
По поводу даты создания. Кирилл Иерусалимский (314 – 386) знает Евангелие от Никодима или общий источник: Иисус вывел Адама и других праведников из ада, разбойник (Дисмас) первым вошел в рай.
Сюжеты:
1) Адам:
Тогда сказал Сиф, приблизившись к святым пророкам: "Когда я, Сиф, молил Господа у врат райских, затворил их Михаил, архангел Господень, и явился мне ангел, сказавший: "Я послан от Господа, я поставлен над телом отца твоего. Поэтому говорю тебе, Сиф: не трудись со слезами, молясь и прося масла от дерева милости, помазать отца твоего Адама от болезни тела его. Ибо по некоему закону ты можешь получить его только в последние времена. когда исполнится (от сотворения мира) 5555 лет. Тогда придет на землю возлюбленный Сын Божий Христос сотворить воскресение телу Адама и оживить мертвых. И придет он к реке Иорданской креститься, и, когда выйдет из воды иорданской, тогда елеем милости Своей помажет всех верующих в Него, и будет елей милости для рождения от воды и Духа в жизнь вечную. Тогда, сойдя на землю, возлюбленный Сын Божий Христос введет отца твоего в рай к древу милости.
Когда услышали это от Сифа все праотцы и пророки, возвеселились радостию великою.
Здесь, кстати, очень интересен пассаж о «крестном знамении» на плечах. До и после этого сюжета «знамение», «крестное знамение» употребляется в другом значении: «сотворил знамение крестное на Адаме» = перекрестил (первое упоминание об этом обряде в конце 3 в. Тертуллиан).
Если считать, что перевод адекватен источнику и учитывать историю крестного знамения, то Иисус отметил крестом лоб Адама (и других), а Дисмасу поставил кресты на плечах. И все равно «неси это, идя в рай» - провокация к созданию легенды о кресте, что и было сделано.
Отступление
Кресты на челах нашей эфиопской алии – это древний иудейский знак! J
Иезекииль, глава 9
3. И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. 4. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. 5. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; 6. старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом.
Сделай знак в ТАНАХЕ:
והתוית תו
`итвита тав - «натавил ему тав» J - покрести крестом. Именно форму креста имело начертание этой последней буквы алфавита. Причем, по данным археологии, до 1 тысячелетия до н.э. – именно вертикально стоящий, потом наклонился на 90 градусов).
Часть вторая. Умножение деревьев и персонажей вокруг Креста
Вернемся к Адаму.
В Евангелии от Никодима содержатся мотивы, развитые впоследствии. К 4-5 вв. с искуплением Адама связывают не только Распятие, но и само место Распятия.
Иероним Стридонский (4-5 вв., создатель Вульгаты – перевода Библии на латинский язык, утвержденного только в 16 в.) в Комментарии на Мф 27:33 отвергает легенду, связываюшую Адама с местом распятия Христа:
Я слышал, что некто (Ориген? – Э.Г.) объяснял, будто Лобное место есть то, на котором был погребен Адам, и оно названо так потому, что там скрыт череп древнего (=первого) человека, и будто бы в связи с этим стоит изречение апостола: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф 5:14). Благоприятное толкование и ласкающее слух народа, но неверное.
Но если кто-либо захочет оспаривать, что Господь ради того погребен там, чтобы-де самою Своею кровью оросить могильный холм Адама, то мы спросим такового: почему же на том месте были распяты и другие разбойники? Из этого явствует, что Лобное место не было могильным холмом первого человека
Но "ласкающее слух народа" - это важно. И поэтому легенда остается жить, как и ее опровержение, - параллельно.
«Слово о Крестном Древе» Григория Богослова
К 13 в. легенда о связи Крестного древа и Адама включена в «Золотую легенду» Якова Ворагинского (Осип Мандельштам так и не перевел «Золотую легенду», а больше никто и не взялся.
Легенда эта появляется и в «Слове о Крестном Древе», возникшем на славянской почве (известно с 12? 14-16 веков) и приписываемом Григорию Богослову (5 в.). Текст вот здесь.
Оба произведения пытаются собрать воедино разрозненные легенды, оба появляются в связи с повышением интереса к Св. Земле – Крестовые походы.
В «Слове» собраны вместе:
Адам, Ева, Сиф, Сатанаил
Разбойники, распятые с Христом
Мария
Моисей
Авраам и Лот
Соломон
Пилат
Даже Елисей («дровосек, плотничал при Иордане»).
Бог сажает в раю дерево, разделенное на 3 части: Адама, Евы и Господа. После грехопадения Адамова и Евина части падают, Адамову уносит Тигр, а Евину позже уносит потопом. Сиф добывает для отца венок из дерева, оставшегося в раю (часть Господа), Адама хоронят в этом венке и из венка вырастает опять же трехчастное дерево. Часть этого дерева (из венка) была вынесена из рая (то есть Адам был похоронен в раю!) той же рекой Тигр и она оказалась на берегах Нила. Сиф поджигает это дерево в память об отце, Лот, по совету Авраама, приносит три головни от этого дерева и выращивает из него то, которое пошло на крест Верного (Благоразумного) разбойника, другая часть того же дерева (или то же дерево, сожженое Сифом) после потопа оказывается на реке Мерре и помогает Моисею сделать воды реки сладкими (на этом дереве распят разбойник неверный).
Соломон собирает все три дерева:
1) с Мерры (это дерево по дороге в Иерусалим тонет в Иордане и его случайно обнаруживает «дровосек Елисей»);
2) выросшее из головней того же дерева, которое потом появляется на Мерре;
3) часть, оставшаяся в раю, с вросшей в корни головой Адама.
Можно выделить несколько сюжетов (легенд):
1) Адам, Сиф и древо Познания, из ветвей (венок) которого выросло дерево на могиле Адама (крест Иисуса);
2) обретение головы Адама Соломоном во время охоты (Голгофа – могила Адама);
3) Моисей делает горькую воду сладкой (древом/посохом из рая - крест неверного разбойника);
4) Лот должен искупить свой грех, вырастив дерево (из райского, из головней райского, из головней от посохов ангелов, из веток трех разных деревьев и пр. варианты) – крест праведного разбойника;
5) происхождение райского древа;
6) + его трехчастность;
7) Соломон создает Лифостратон над головой Адама;
8) + все три дерева привозят в Иерусалим при строительстве храма («церкви») Соломоном;
9) + История двух разбойников и Марии.
Сюжеты 1-5, 7 и 9 существуют независимо. Связаны они при помощи 6 и 8. Сюжет 9, предположительно, пришел из арабского Евангелия детства 5 в. – см., например, Б.Деревенский. Иисус Христос в документах истории. IV, 6.
Повесть о главе Адамовой
Глава же Адамова осталась в корнях (дерева из рая, которое доставили Соломону, а потом уже обрубили корни. – Э.Г.), и никто не видел ее. Соломон же отправился на охоту, и застигла его внезапная буря. Слуга его, носящий верхнюю царскую одежду, отстал от царя, увидел пещеру и спрятался в ней вместе с борзой собакой и ястребом. И, прячась там, увидел, что пещера из кости, а не из камня. Когда утихла буря, вышел слуга и отыскал царя. И сказал ему Соломон: "Раб, куда ты делся с моей одеждой? Меня дождь вымочил, а ты как остался сухим?" Слуга ответил: "Господин, увидел я пещеру и влез в нее с борзой и с ястребом, а конь мой снаружи стоял. И увидел я, что пещера костяная, а не каменная". Царь же пошел наутро и приказал очистить пещеру от корней и земли. И понял, что это Адамова глава и что она вынесена вместе с древом, которое дал Сифу ангел, когда Адам умирал.
<…>
И когда понял Соломон, что то есть Адамова глава, перенес ее в центр Иерусалима. И призвал, и сошлись все люди, и повелел им, сказав: "Что я буду делать, то же и вы, глядя на ме-ня, делайте". И взял камень Соломон и, поклонившись главе, сказал: "Кланяюсь тебе, как первому творению Божию", и, бросив камень на главу, сказал: "Бью тебя, как отступника Божия". И весь народ побросал камни. И вырос Литостратон, по-еврейски - "Побиение". Ибо собрался тут народ всего Иерусалима.
То есть Литостратон - это Голгофа!
Как видите, не послушались потомки Иеронима Стридонского и голова Адама осталась под Голгофой. В Храме Гроба Господня там нынче расположена часовня Адама. На иконах под Голгофой – голова Адама. Все потому что ласкающее слух народа – это важно.
Слово о двух разбойниках
Когда хотел Ирод Господа нашего Иисуса Христа убить, взял Иосиф Богородицу с сыном ее и с Иаковом, братом Господним, и пошли они в Египет, как велел ему ангел. Жили в горе на пути их два разбойника с женами и с детьми своими. У одного разбойника была жена с одним соском. И обе разбойничьи жены имели младенцев. Жена одного из разбойников тяжело болела сердцем уже 6 дней, а другого жена, с одним соском, только свое дитя кормила, а другое умирало с голоду. В это время захватили Богородицу с младенцем и с Иосифом, и сказал разбойник, жена которого была больна: "Не сотворим зла ни этому человеку, ни жене его, и накормит она моего ребенка, 6 дней уже ничего он не ел". Так взяли и повели их к себе. И кормила грудью Богородица разбойничье дитя еще 6 дней. И выздоровела жена разбойника, а дитя его окрепло. И разбойник сказал: "Великое чудо! Если бы не оказалась здесь эта женщина с младенцем своим и не спасла бы мое дитя, то умерло бы". И проводили Богородицу с Иосифом и с младенцем с великими дарами.
Дети же разбойничьи выросли и стали разбойниками, как и отцы их. И когда привели к распятию Господина нашего Иисуса Христа, то и их, схватив, привели к Пилату. И повелел Пилат распять их по обе стороны Господа. Тот, которого вскормила Богородица, молил по правую руку Господа: "Помяни меня, Господи, когда придешь в царство свое"'. А другой разбойник ругательства произносил и тем лишился рая и на адскую муку осужден. Адам же крестился кровью Господа нашего Иисуса Христа. Богу нашему слава во веки. Аминь.
Интересно, что эта легенда не нашла себе пристанища, то есть места, с которым она связана, хотя в монастыре Герасима Иорданского почитается пещера, где останавливалось св. Семейство во время бегства в Египет от преследования Ирода, и вот оно, место, где Богородица кормила и свое, и разбойничье дитя… Письменных упоминаний о такой привязке не нашла.
И еще одно замечание. Григорий Богослов, Назианзин, живший в 4-5 вв считается грузинами просветителем Арагвского ущелья. Это так, без выводов…
______________________________________________
______________________________________________
Среди грузинских рукописей Крестового монастыря А.Цагарели отметил «88. Слова св. Григория Богослова 4 вершк. длина 3 шир. 102л., на бомбицине; письмо строчное, красивое, имеются и коноварные заглавия. Рукопись эта несколько разбита, XII–XIV в. Год написания не значится, как вообще во всех бомбицино-бумажных рукописях. Содержание: а) Слово об Юлиане Отступнике, б) о рождении Спасителя, в) о Свете, г) о св. Пасхе». (А. Цагарели. Памятники грузинской старины // Православный палестинский сборник. - Х выпуск –С-Петербург,1888. – С. 237. Это настоящий Богослов. О рукописях, связанных с легендой о Кресте псевдо-Богослова, у Цагарели не упоминается.
«Слово» Севериана. Царица Савская
Апокрифы о крестном древе (см. обзор) содержат также и другие сюжеты:
Другим произведением о крестном древе является «Слово о древе спасенного креста, где обретеся и како бысть», приписанное Севериану, епископу Гевальскому, современнику Иоанна Златоуста. По свидетельству самого памятника, это слово известно из древнего послания «некоего жидовина», обретенного в Вирите (Бей-Руте). В слове рассказано только об одном древе, выращенном Лотом из головней и срубленном для храма Соломона. Дерево, казавшееся на земле длинным, будучи поднятым на крышу, становилось коротким. Оно лежало в церкви и служило скамейкой, однако царица Сивилла отказалась сесть на него, провидя, что на этом древе будет распят Христос. Тогда дерево поставили в церкви и обложили 30 серебряными обручами по 30 сребренников каждый. Один из обручей и получил Иуда, предавший своего учителя.
Слово Севериана Гевальского очень близко по сюжету к Слову Григория Богослова, однако оба они самостоятельны по своему происхождению и скорее всего восходят к каким-либо общим источникам. Слово Севериана, известно в русских рукописях XV–XVI в.
Севериан, епископ Гавальский (в Сирии) в IV в., противник Иоанна Златоуста, добился удаления его из Константинополя; замечательный проповедник. Умер в 415 (или 430).
Часть третья. Царица Савская, птица Рух, Овчая купель
В статье "Царица Савская, хрустальный пол и плавающий ствол" Фабрицио Пеннаккьетти приводит примеры апокрифов, относящихся к циклу "История Древа Честного Креста":
Тем временем Соломону доложили о прибытии царицы Савской, сообщив также слухи о безобразной ноге царицы с козлиным копытом. Поэтому она решила никогда не выходить замуж. Тогда царь велел наполнить водой эспланаду храма и, установив свой трон на сухом месте, смотрел, как царица, разувшись, переходила вброд священную площадку. Таким образом, царица не смогла скрыть свою козью ногу. Но, идя по воде, она соприкоснулась с таинственным стволом, который там плавал. Прикосновение произвело чудо: козья нога превратилась в такую же красивую ногу, какой была другая. Когда высушили площадку, чудесный ствол был поставлен в храм, и царица украсила его серебряным браслетом. Со временем у священного ствола положили еще 29 серебряных браслетов. Позже, во время страстей Христовых, из этих браслетов отлили 30 серебряников, которые Иуда получил в качестве награды за свое предательство. А из ствола сделали Крест Христов".
"Когда царица Савская приехала в Иерусалим, она сразу же поспешила к Соломонову дворцу. На пути ей встретился заполненный водой проток озера, с перекинутым через него кедровым стволом, служившим мостиком. То большое бревно находилось там, потому что ему не нашли никакого другого применения. Дерево недавно срубили по приказу царя Соломона, однако, сколько не старались плотники его распилить по нужному размеру, оно всегда оказывалось либо слишком длинным, либо слишком коротким для использования по какому-либо иному назначению. Это было дерево посаженное Сифом.
Достигнув непокорного дерева, царица вдруг почувствовала импульс стать на колени и поклониться ему. Внутренний голос сказал ей, что на этом дереве повесят Спасителя мира. Когда царица объявила царю об этом, он позаботился о том, чтобы его спрятали в самом непредсказуемом месте. Царь приказал, чтобы его зарыли на дне этого озера.
Незадолго до Христовых страстей, тот ствол неожиданно всплыл со дна озера, которое тем временем стало бассейном Пробатика (Овчей купелью). Обнаружив всплывшее древо и находя его подходящим для изготовления креста, слуги Первосвященника вытащили ствол из воды и передали его своему хозяину" (Fabrizio A. Pennacchietti, Three Mirrors for Two Biblical Ladies Susanna and the Queen of Sheba in the Eyes of Jews, Christians and Muslims. Gorgias Press 2005). (Взято отсюда).
Иногда историю о перепончатых ногах царицы связывают с Силоамской купелью.
Легенду о Древе в Овчей купели я встречала с дополнением о том, что это ради Древа вода в купели возмущалась – см. исцеление расслабленного в Вифесде (Инн. 5: 1-18). При этом царица Савская из истории исчезла. А историю я эту встретила в отзыве православной паломницы после посещения Иерусалима. Так вот. Если уж легенда нашла свое место, трудно их разлучить.
И еще. Помните Варуха? А какие ноги у Ашеры? И птица…
Птица Рух - Шамир
Дерево, помогающее строить храм Соломону, - это вариация иудейского шамира. А шамир, в свою очередь, возник как объяснения библейского текста:
если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; (Исход 20:25)
Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его. (3 Царств 6:7)
Вот одно из объяснений:
XXI. Храм и дом Соломонов
Был у Соломона чудесный червь, носивший название "Шамир". Червь этот обладал свойствами тесла и гранила. С помощью "Шамира" обтесывался строевой камень для храма и дома Соломонова и производилось гранение драгоценных камней для кошена.
Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твердые предметы не могли противостоять его чудесным свойствам. Сохраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями.
"Шамир" был принесен к Соломону орлом из рая, где этот червь хранился с вечера шестого дня творения. "И сделал он в храме окна с откосами".
Такие откосы делаются обыкновенно от наружной стороны стены к внутренней ее стороне, чтобы дать свету извне широко разливаться по внутренности здания. Окна же в храм имели откос в обратном направлении, ибо из храма этого исходил Божественный свет, озарявший весь мир (отсюда).
Шамир (שמיר) — в Библии это слово (Иерем., 17, 1; Иезек., 3, 9 Зех., 7, 12) обозначает адамант, вещество более твердое, чем какой бы то ни было камень, и потому употреблявшийся в качестве резца (стиля); в Таргумах Ш. обозначает вообще твердый камень (Löw, Graphische Requisiten, I, 181—183). [He произошло ли слово שמיר от названия сумирского народа, который первый употреблял заостренный, в виде птичьего когтя, камень для клинописи? Этим объяснялось бы сочетание צפורן שמיר, т. е. сумирский коготь или стиль. Отсюда название שמיר могло быть перенесено на терновник, на котором растут острые колючки в виде птичьих когтей — קוצ שמיר . — Ред.] В побиблейской литературе, еврейской и христианской, имеется множество легенд о Ш., главным качеством его признавалась необычайная твердость. Ш. был седьмым чудом из десяти, созданных Богом в сумерки первой пятницы, перед закатом солнца (Аб., V, 6); за ним были созданы и принадлежности письма — стиль и скрижали Завета. Величиной Ш. был в ячменное зерно; от соприкосновения с ним камни распадались, железо ломалось. Он хранился в свинцовом ящике, наполненном ячменным солодом и положенном в губчатые шерстяные мешки. Этим камнем Моисей вырезал имена 12 колен на нагруднике первосвященника. С помощью Ш. Соломон построил храм без всякого железного орудия; он даже специально был создан для построения храма и перестал существовать после разрушения последнего (Сота, 48б). Согласно одной легенде, орел принес Ш. из рая царю Соломону по приказанию последнего (Ялк., II, 182). По другой легенде, Соломон вызвал Асмодея, главу демонов, и сообщил ему свое желание иметь камень, которым пользовался Моисей. Асмодей сказал, что Ш. отдан на хранение царю морей, который доверил его под присягой удоду; удод делает им щели в голых скалах и сажает в них семена растений; отсюда и название удода נגר טורא (т. е. ломатель скал). Посланные от Соломона, отыскав гнездо птицы, покрыли ее птенцов стеклом; когда прилетел удод, он положил Ш. на стекло, стекло разбилось, птица испугалась и уронила на землю шамир; послы немедленно схватили его и унесли, а птица с досады умертвила себя (Гит., 68а, б). Этот рассказ носит следы вавилонского происхождения; он сложился в самом народе, а не в талмудических кругах, как предыдущие легенды. Некоторые палестинские учителя допускали, что Соломон пользовался Ш. при постройке своего дворца, храм же был построен с помощью чуда, но не колдовства (Pesik. r. VΙ). Еврейское предание признает Ш. червячком (Раши, Пес., 54а). Кассель полагает, что это порошок наждака, из которого был сделан очень маленький червячок (Cassel, Schamir, в Denkschriften der Akademie in Erfurt, Эрфурт, 1856). Согласно Wajikra r., XX, 4, это была травка. Легенда о Ш. перешла от евреев к арабам. Ей верили каббалисты (Зогар, I, 74); некоторые черты ее можно видеть и в христианских сказках средних веков.
Ср.: Lewysohn, Zoologie des Talmuds, § 500, Франкфурт-на-М. 1858; Kohut, Angelologie und Dämonologie, Лейпциг, 1866; Hamburger, R. В. T., II, s. v. [По Jew. Enc. XI, 229] (Отсюда).
Певк, кедр, кипарис
Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих (Исайя 60:13) .
Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского:
Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана (2 Пар 2. 8).
"Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певк истинную любовь приносяще, Г-дню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося" (Постная Триодь, среда четвертой нед., утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).
"Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем" (Воскресный канон 2-го гласа, песнь 5).
Часть четвертая. Вырубить Ашеру
Возвращению моей дочери из дальних странствий посвящается
Следует сказать, что по поводу райского Древа существуют легенды, выпавшие из мейнстрима. Например, «Откровение Варуха» - ветхозаветный апокриф, переработанный на христианской почве.
Откровение Варуха
В греческий перевод Ветхого Завета (Септуагинту) включена Книга Варуха, которая на еврейском не сохранилась и в канон не вошла. Варух, ученик пророка Иеремии, жил в VI в. до Р. X. Ему приписано несколько апокрифов, дошедших на разных языках.
Данный текст - перевод т.н. «Греческого Варуха», созданного в I или II в. по Р. X. Вероятно, говорят историки, иудейское произведение переработанное впоследствии христианином.
И сказал я: "Прошу тебя, покажи мне, какое древо прельстило Адама". И сказал ангел: "Это - виноградная лоза, которую насадил ангел Самаил, и на это разгневался Господь Бог. И проклял Он его и насаждение его, из-за чего и по какой причине не позволил Он Адаму прикасаться к древу. Восчувствовав же зависть, прельстил диавол Адама древом этим". И сказал я, Варух: "Когда виноградная лоза стала причиной столького зла и проклята была Богом, и погубила Первозданного, как же теперь она повсюду растет?" И сказал ангел: "Верно спрашиваешь ты: во времена, когда сотворил Бог потоп на земле и погубил всякую плоть и четыреста девять тысяч гигантов, и поднялись воды на пятнадцать локтей выше самых высоких гор, вошли воды в рай и погубили всякий цвет. Ветвь же виноградной лозы раз и навсегда изгнали они и выбросили прочь. И когда показалась из вод земля, и покинул Ной Ковчег, принялся он насаждать из тех растений, которые находил. Нашел же он и эту ветвь, и взяв, стал помышлять в себе, что это такое; и придя, сказал я ему о ней. И сказал он: "Посадить мне ее, или что мне делать с ней? Ведь когда Адам был ею погублен, то как бы и я не навлек из-за нее на себя Божьего гнева". И говоря так, взмолился он, чтобы открыл ему Бог о ней, что ему делать. И когда в молитве провел он сорок дней, и много умолял, и плакал, сказал он: "Господи, прошу Тебя открыть мне, что мне делать с этим растением?" Послал же Бог ангела Своего Сарасаила и сказал ему: "Встав, Ной, насади ветвь эту, ибо говорит Господь: "Горечь ее обратится в сладость, и проклятие станет благословением, и рожденное от нее станет кровью Божией, и как через нее осужден был род человеческий, так вновь через Иисуса Христа Эммануила получат люди в ней вышнее призвание и вход в рай". Так вот же еще узнай, Варух, что подобно тому, как Адам через древо это осужден был и лишен славы Божией, так и из ныне живущих люди, ненасытно пьющие рожденное от него вино, совершают преступление, хуже Адамова, и далеки становятся от славы Божией и сами идут навстречу огню вечному. Ибо никакого блага через него не бывает, и происходит так с пьющими его до пресыщения. И брат не щадит брата, отец - сына, дети - родителей, но из-за винопития случается всевозможное зло, такое, как убийства, разврат, прелюбодеяния, ложные клятвы, воровство и все тому подобное. И никакое благо через него не совершается".
Вот как! Древо познания и Древо жизни – лоза виноградная, посаженная Сатаной. Просто пользоваться так и не научились! Очень интересно, что проповедь трезвого образа жизни отвлекает ангела от главного: вино – кровь Христова. В общем, я бы на месте Ноя не сажала лозу. Или еще 40 дней выпрашивала бы более убедительного ответа.
Заметьте, Варух никаких легенд о Крестном Древе из Рая не знает!
Не совсем по теме, но вот вам у Варуха и зороастризм (митраизм к тому времени, да и Кумраниты были солнцепоклонниками):
6. И взяв меня, отнес он меня туда, где начинает свой путь Солнце. И показал он мне колесницу с четверной упряжью, и вырывался из-под нее огонь, и сидел на колеснице человек в огненном венце, и влекли ту колесницу сорок ангелов. И се, впереди Солнца кружила птица величиной с девять гор. И сказал я ангелу: "Что это за птица?" И говорит он мне: "Она - хранитель вселенной". И сказал я: "Господин, как это - хранитель вселенной? Объясни мне". И сказал мне ангел: "Птица эта летит вместе с Солнцем и, раскинув крылья, принимает лучи его, которые подобны языкам пламени. И если бы не принимала она их, не уцелел бы род человеческий, и вообще ничто живое, но приставил Бог эту птицу". И раскинула она крылья свои, и увидел я на правом крыле ее буквы весьма великие, каждая словно гумно, величиной около четырех тысяч модиев, и были те буквы золотые. И сказал мне ангел: "Прочти их". И прочел я, и гласили они: "Не земля рождает меня и не небо, а рождают меня крылья огненные". И сказал я: "Господин, что это за птица, и как имя ее?" И сказал мне ангел: "Феникс имя ее". И сказал я: "А что ест она?" И сказал он мне: "Манну небесную и росу земную". И сказал я: "Испражняется ли птица эта?" И сказал он мне: "Испражняется червяком, а из испражнений червяка получается корица - та, что употребляют цари и правители…
***
Вот вам и бог солнца, которого мы с удивлением рассматривает на мозаиках галилейских синагог! См., например.
Мой любимый - из Бейт Альфы
Но вот еще интересное у Баруха:
9. И когда сложила она крылья, настала ночь с Луной и со звездами. И сказал я, Варух: "Господин, покажи мне и Луну, прошу тебя, то, как восходит она и как заходит, и в каком виде идет по небу". И сказал ангел: "Дождись - увидишь и ее спустя короткое время". И день спустя вижу я и ее в виде женщины, сидящей на колесе колесницы. И были впереди нее быки и агнцы запряжены в колесницу, и сонм ангелов также. И сказал я: "Господин, кто эти быки и агнцы?" И сказал он мне: "И они тоже ангелы". И еще вопросил я: "А почему она то возрастает, то убывает?" И сказал он мне: "Слушай, Варух: та, на которую смотришь ты, была записана Богом прекрасной как никакая другая. И в преступлении первого Адама зажгла она свет свой для Самаила, когда навлек он на себя одежды змея. И не скрылась, но возросла, и разгневался на нее Бог, и притеснил ее, и сократил ее дни". И сказал я: "А почему не светит она всегда, но только ночью?" И сказал ангел: "Слушай: как челядь не может смело говорить в присутствии царя, так пред лицом Солнца не могут воссиять Луна и звезды. Ибо звезды висят всегда, однако прикрыты Солнцем. И Луна, оставаясь целой и невредимой, истощается солнечным жаром". <…>
И рядом:
<…> Еще вдобавок к этому нашлите гусеницу, ливень, ржавчину, саранчу и град с молниями и громом, и рассеките их надвое мечом и смертью, и детей их - демонами, ибо не услышали они голоса Моего, не соблюли заповедей Моих и не сделали по ним, но презрели заповеди Мои и оскорбили священников, возвещающих им слова Мои".
Узнаете женщину, сидящую на колесе?
Лилит из Вавилона - 19 в. до н.э.
Св. Македа. Современная икона
Лилит! Она же царица Савская, она же Балкис Македа, она же Семирамида, она же Сивилла (она же Сонька Золотая Ручка). Это она играет с детьми, когда они улыбаются во сне, а потом вредит им. А сама только чертей рожает, зато кажрый день сотнями, потому что сто в день умирают - такое условие было ей поставлено еще когда она из рая и от Адама (и Евы) убежала (на Красное море, между прочим, а черти, как вы сами знаете, не переводятся. Лилит, правда не одна чертова бабушка… О других еврейских чертовых бабушках см. здесь.
(С Аграт бат Махлат, например, праведный рав бен Ханина бен Доса – современник РАШБИ, похоронен в Галилее у деревни Арбе – договорился, что она вообще всего пару дней в неделю по человеческой территории прогуливаться будет… Очень уж праведный был рав. Да и с женщиной всегда можно договориться).
Каббалисты (цфатсткие не в последнюю очередь: Шломо Алкабец, что не только субботнюю песню «леха, Доди» написал, Моше Кардоверо, Авраам Галант, Хаим Витал – любимый ученик АРИ) выдали Лилит замуж за Бога (с подачи «Зоар», конечно). Это как бы плохо, но временно – до пришествия Мессии. А потом женское начало обратится в Матронит или сразу в Шхену. Но это страшная тайна. См. здесь. И никому до 40 лет! И ни одной женщине! Даже о том, что Лилит – это «голая суть Шхины». А пока Мессия не пришел, расхлебывайте проделки Лилит – все той же Ашеры (она же Астарта, она же Анат, она же Кибела, она же Сонька…), потому что она все еще «Его Ашера» («Яхве и его Ашера» - надписи на протоиврите, найденные в нашем регионе – см.).
Если вы думаете, что все это не имеет отношения к Крестовому монастырю, так вы ошибаетесь, но об этом...