Краеведческая кухня: евреи: (i) Разрушение Храма. Явне и Пелла

суббота, 18 ноября 2017 г.

(i) Разрушение Храма. Явне и Пелла







(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание)





Первая Иудейская война[1] не была сугубо национально-освободительной, она была еще и гражданской. Разрушение Храма римлянами в 70 г. в ходе подавления восстания было религиозной и национальной катастрофой. Ирод Агриппа II (ум. в 93 г.), не сумев предотвратить восстание в Иудее (никак не связанное с христианством, но связанное с борьбой других партий внутри иудейской общины), помогал Веспасиану в его подавлении.



Повстанцы уничтожены или проданы в рабство. Пленников, которых Веспасиан подарил Агриппе II, последний также продал в рабство (ИВ III, 10.10).  Иудеи, где бы они ни жили, отныне должны были платить иудейский налог, fiscus iudaicus (см. ниже). Однако иудаизм остался признанной религией. Запрета на проживание евреев в Иерусалиме не было. Источники противоречивы, и состав населения Иерусалима между двумя восстаниями остается в числе многих спорных вопросов, однако очевидно, что город в этот период не был религиозным центром ни для христиан, ни для иудеев.

Известно, что после разрушения Храма в городе остается Х легион… А римские граждане, как известно, имеют право на цивилизованное проживание… В Иерусалиме и вокруг археологи находят остатки бань, кирпичных заводов и пр., но точное место проживания легиона пока не определено.

Время событий, изложенных в Деяниях, не охватывает иудейское восстание, приведшее к разрушению Храма. Самое позднее событие, упомянутое в Новом Завете, - ссылка Иоанна на греческий остров Патмос (Откр. 1:9), но Иоанн также ничего не говорит о разрушении Храма, правда, он проклинает блудницу Вавилонскую, под которой можно подразумевать Рим. [2]

Евсевий Кесарийский: «…Веспасиан после взятия Иерусалима велел разыскать всех потомков Давида, чтобы не осталось евреям никого из царского рода. Поэтому поднялось опять на иудеев великое гонение» (ЦИ, III, 12). Подобные поиски потомков Давида в дальнейшем расцениваются Евсевием как гонения на христиан (см. ниже).

Тот же Евсевий, автор самой ранней из сохранившихся Историй Церкви, сообщает, что христиане покидают Иерусалим (вообще все святые оставили столицу Иудеи и всю Иудейскую землю) перед осадой города римлянами и перебираются в заиорданскую Пеллу[3] (ЦИ III, 5). Сама осада Иерусалима римлянами – наказание евреям за казнь Иакова.

Некоторые иследователи сомневаются в том, что иерусалимские христиане перебираются именно в Пеллу: это город Десятиградья, т.е. эллинизированный, нет сведений о том, что Пелла стала христианским городом, зато известно, что там и в IV в. проживали назореи, по Епифанию Кипрскому: «по переселении из Иерусалима, когда все ученики стали жить в Пелле, по слову Христову, повелевшему оставить Иерусалим и удалиться, когда будет угрожать ему осада. И по таковому предлогу поселившись в Перее, там, как сказано, начали жить. Отсюда-то возымела начало ересь назореев» (Панарион, ересь 29). Епифаний же сообщает о возвращении христиан в Иерусалим из Пеллы при Адриане (О мерах и весах, гл 14).

Егезипп (по Евсевию), говорит о том, что после смерти Иакова Брата Господня Церковь, до того бывшую чистой девой, стали обольщать суетными учениями. «От них и пошли лжехристы, лжепророки, лжеапостолы; своими губительными речами против Бога и Христа они раздробили церковное единство». Интересен следующий пассаж: “Существовали разные толки у обрезанных, то есть у сынов Израиля, о колене Иудином и о Христе: были ессеи, галилеяне, гемеробаптисты, масбофеи, самаритяне, саддукеи, фарисеи”.

Иудеи (фарисеи) тоже уходят из города и создают религиозный центр в Явне (академия Иоханана бен Заккая), при котором возродился Синедрион, располагавшийся в Явне до поражения восстания Бар Кохбы.

К периоду после разрушения Храма относят окончательную редакцию молитвы Амида (Шмоне-эсре), в которой проклинают миним (предателей, еретиков), предположительно, иудеохристиан,[4] в таком случае, следует допустить, что иудеохристиане проживали рядом с иудеями, при этом иудеи изгнали христиан из синагог в 70-100 гг.[5]

Параллельно с формированием христианства вне Иерусалима шло формирование иудаизма без Храма.




[1] Этому событию посвящена «Иудейская война» Иосифа Флавия. По мотивам Флавия Л. Фейхтвангер написал роман с тем же названием.

[2] В таком случае следует придерживаться поздней датировки самого Откровения. См. Статью «Иоанна Богослова Откровение» в Православной энциклопедии

[3] Из Флавия известно, что город был разрушен при Александре Яннае, затем при Помпее. Мы не знаем, в каком состоянии он находился во II в.

[4] Не всегда возможно выделить иудеохристиан среди других отступников (миним) в высказывания раввинской литературы. Так, в Талмуде (как Иерусалимском, закончен к 500 г., так и Вавилонском, закончен в 400 г.) появляются свидетельства о множестве отступников, среди них – о том, кого отождествляют с Иисусом (под именами Йешу - бен Пантира или бен Стада, а также Йешу а-Ноцри, дважды употребляется Иешуа, и др.), но нет целостного рассказа о его жизни. В период таннаев (40 - 220 г.) еще нет рассказа о жизни Йешу. Подробности иудейской версии подчас сопоставимы с версией язычников (например, Цельса, вторая пол. II в. – в передаче Оригена, II-III в.). Отзвуки еврейских рассказов об Иисусе попали в труды раннехристианских писателей, первым из них называют «Диалог с Трифоном иудеем» Юстина Философа (103 – 166). Полная иудейская версия жизни Иисуса появляется в отдельном произведении («Тольдот Йешу»), это памфлет, представляющий его мошенником и предателем, самое раннее свидетельство существования произведения – фрагменты, найденные в текстах Каирской генизы, датирутся в. По всей видимости «Тольдот Йешу» создавалось «для внутреннего пользования», свидетельство о том, что оно известно христианам, относится к IX в. (Деревенский V). 

Комментариев нет: