Краеведческая кухня: евреи: (h) Иаков брат Господень

суббота, 18 ноября 2017 г.

(h) Иаков брат Господень







(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание)




В Деяниях этого эпизода нет, но у ранних историков церкви (Гегесипп[1], II в., утерян, но его историю повторяет Евсевий Кесарийский, IV в.) убийство первого епископа Иерусалима изложено в подробностях. Об убийстве Иакова сообщает и Флавий: «…Анан (младший, сын Анана-Анны, судившего Иисуса. – Э. Г.) полагал, что вследствие смерти Феста[2] и неприбытия пока еще Альбина[3] наступил удобный момент для удовлетворения своей суровости. Поэтому он собрал синедрион и представил ему {брата Иисуса, именуемого Христом}[4], по имени Иакова, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие тогда в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю (Агриппе II. – Э. Г.) с просьбой запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указывали на то, что и теперь он поступил неправильно. Некоторые из них даже выехали навстречу Альбину, ехавшему из Александрии, и объяснили ему, что Анан не имел права без его разрешения созывать синедрион. Альбин разделил их мнение на этот счет и написал Анану гневное письмо с угрозой наказать его. Ввиду этого царь Агриппа лишил Анана первосвященства…» (ИД XX, 9).
Мы видим, что Синедрион подотчетен римским властям и царю, который отвечает перед римской властью за дела религиозной общины, именно он имеет право смещать и назначать первосвященников. Напомню, что Агриппа II не правит в Иудее (см. карту в разделе а).

Убийство Иакова – произвол первосвященника и нарушение закона, с точки зрения лучших законников, римских властей и попечителя Храма Агриппы II.

***

Члены иерусалимской общины последователей Христа не отделялись от иудеев. Дела апостолов неоднократно разбираются в Синедрионе – как внутренние дела общины, наряду с другими.

Римляне разбирают дела христиан в ряду случаев иудейских беспорядков.

Иосиф Флавий, предоставляет сведения, сопоставимые с изложенными в Новом Завете[5], но ничего не говорит о христианстве; в философские течения иудаизма он включает четыре школы: фарисеев, саддукеев, ессеев и зелотов [6], опуская менее важные (ИД II, 8, 2) .

Правление Агриппы I, последняя попытка восстановить национальное правление, отмечена гонением на христиан (мессианской иудейской секты), смерть Агриппы I (как в Деяниях, так и у Флавия) представлена как наказание несостоявшегося мессии, царя-освободителя. Только после смерти Агриппы апостол Павел выходит на проповедь язычникам и национальная община превращается постепенно во многонациональную. При этом община не требует от иудеохристиан отказа от закона Моисея, а апостол Павел обосновывает христианство как исполнение мессианской задачи народа, для которой этот народ был избран Богом. Еще одно событие христианской истории, связанное с государственной, - община покидает Иерусалим после убийства ее главы Иакова брата Господня накануне осады городы римлянами, о чем им было пророчество, и разрушения Храма.




[1] Первый известный автор истории Церкви. Его имя пишут также Егесипп, Гегезипп, Игезипп и пр.

[2] Порций Фест был иудейским наместником в 60–62 гг. 

[3] Луций Альбин — иудейский наместник в 62–64 гг. 

[4] Аутентичность этого места подвергается сомнениям.

[5] Флавий – единственный внехристианский источник, который упоминает Иисуса, Иоанна, Иакова. О том, что входит в понятие «свидетельство Флавия», см. Б. Деревенский. Иисус в документах истории.

[6] Вопрос о соотношении иудейских сект и раннего христианства стал одним из самых обсуждаемых в связи с открытием и изучением кумранских рукописей. Кумрановедческая литература обширна, из русской: И. Д. Амусин. Кумранская община. М., 1983; И.  Р. Тантлевский. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.; Н. Е. Зубер-Яникум. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона. СПб., 2002 и пр. 

Комментариев нет: