(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание)
В христианской истории отмечается гонение
Домициана, 90-е гг. Евсевий сообщает, что в это время евангелист Иоанн
осужден был жить на острове Патмосе, а «Домицилла, племянница Флавия
Клемента[1],
одного из тогдашних римских консулов, за исповедание Христа[2] была вместе со многими другими наказана ссылкой на остров Понтию» (3,18).
Историки приходят к выводу: гонение
Домициана было направлено против римского нобилитета, лично против мнимых
или реальных заговорщиков. Обвинение в иудейском атеизме могли касаться адептов
иудаизма и христианства из язычников. Преступление подводилось под закон об
оскорблении величия (см. раздел g).
Помимо идеологической стороны гонение
Домициана имело и экономическую. Русский православный историк Церкви, В В. Болотов замечает: «Домициан <…> с особенною строгостью взыскивал
подать с иудеев (fiscus
judaicus).
Следовательно, христиане из язычников имели достаточное основание требовать,
чтобы с них, как не евреев, этой подати не взыскивали… Таким образом,
правительство мало-помалу могло познакомиться с христианством как сектой,
отличной от иудейства» (Болотов III, 1,3).
С другой стороны, и иудеи пытались избежать
этого налога как унизительного, поскольку Веспасиан обложил им евреев, где
бы они ни проживали, «повелев каждому платить в Капитолийский храм две драхмы в
год - столько же, сколько прежде они отдавали на Иерусалимский Храм. В таком
положении находились тогда евреи» (ИВ VII, 6, 6). Помимо национального унижения
действовали, естественно, и другие причины желания избежать уплаты налога.
Нет сомнений в том, что призыв императора
доносить на иудейский образ жизни, нашел живой отклик на просторах
империи.
Когда Домициан (по Егизиппу через Евсевия) «распорядился
истребить всех из рода Давида, то кто-то из еретиков указал на потомков Иуды
(он был братом Спасителя по плоти), как происходящих из рода Давида и считающихся
родственниками Христа». Домициан вызвал их в Рим, обнаружил, что они бедные
крестьяне, «презрительно посчитал их глупцами и отпустил на свободу, а гонение
на Церковь прекратил указом. Освобожденные стали во главе Церквей как мученики
и как происходящие из рода Господня. Времена настали мирные, и они дожили до
воцарения Траяна” (Евсевий, ЦИ Ill, 20).
Гамалиилу Второму, преемнику бен Заккая, «по
традиции приписывается также путешествие в Рим во время правления Домициана
(81-96 гг.). Причиной его путешествия с несколькими знаменитыми раввинами в Рим
было, согласно Талмуду, решение императора о том, что во всей Римской империи
через 30 дней не должно остаться ни одного иудея. Гамалиил со своими спутниками
будто бы смог добиться приема у одного из сенаторов и так удалось договориться
сначала о приостановлении действия декрета, а потом и об его отмене, ввиду того
что Домициан был убит заговорщиками. У античных авторов о подобных планах
Домициана данных нет…» (Грушевой 6, 2).
В «оттепель» Нервы (96–98) на монетах
появляется лозунг «Fisci Judaici calumnia sublata» - ложные обвинения, связанные с иудейским налогом, отменены. Налог
стали платить лишь те, кто открыто практиковал иудаизм и принадлежал к общине.
Евсевий: «Тогда же, как сообщают наши
древние писатели, апостол Иоанн покинул остров, куда был сослан, и устроился на
жительство в Эфесе» (ЦИ III,20). Там он дожил до времен Траяна и пользовался большим
уважением.
[1] «Защищаемая многими традиция, в соответствии с которой Клемент и Домицилла
были христианскими мучениками, имеет довольно позднее происхождение (IV в. для Домициллы и VIII в. для Клемента)» (Левинская 1,1).
[2] Флавий Клемент и Флавия Домицилла были осуждены за атеизм и иудейский
образ жизни.
Борьба против влияния иудаизма (наряду с
другими чуждыми культами) на римское общество началась много раньше, А. Грушевой
отмечает: «Первый засвидетельствованный в источниках конфликт Рима и адептов
иудаизма относится ко времени Маккавейских войн» (Грушевой 1,3). Речь идет
о первом изгнании иудеев из Рима в 139 г. до н. э. Тогда были изгнаны и другие
представители восточных культов и борьба шла против заражения римских нравов.
Предыдущее: (i) Разрушение Храма. Пелла, Явне
Предыдущее: (i) Разрушение Храма. Пелла, Явне
Комментариев нет:
Отправить комментарий