Краеведческая кухня: евреи: (j) Fiscus judaicus и потомки рода Давидова

воскресенье, 19 ноября 2017 г.

(j) Fiscus judaicus и потомки рода Давидова







(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание)




В христианской истории отмечается гонение Домициана, 90-е гг. Евсевий сообщает, что в это время евангелист Иоанн осужден был жить на острове Патмосе, а «Домицилла, племянница Флавия Клемента[1], одного из тогдашних римских консулов, за исповедание Христа[2] была вместе со многими другими наказана ссылкой на остров Понтию» (3,18).


Историки приходят к выводу: гонение Домициана было направлено против римского нобилитета, лично против мнимых или реальных заговорщиков. Обвинение в иудейском атеизме могли касаться адептов иудаизма и христианства из язычников. Преступление подводилось под закон об оскорблении величия (см. раздел g).

Помимо идеологической стороны гонение Домициана имело и экономическую. Русский православный историк Церкви, В В. Болотов замечает: «Домициан <…> с особенною строгостью взыскивал подать с иудеев (fiscus judaicus). Следовательно, христиане из язычников имели достаточное основание требовать, чтобы с них, как не евреев, этой подати не взыскивали… Таким образом, правительство мало-помалу могло познакомиться с христианством как сектой, отличной от иудейства» (Болотов III, 1,3).

С другой стороны, и иудеи пытались избежать этого налога как унизительного, поскольку Веспасиан обложил им евреев, где бы они ни проживали, «повелев каждому платить в Капитолийский храм две драхмы в год - столько же, сколько прежде они отдавали на Иерусалимский Храм. В таком положении находились тогда евреи» (ИВ VII, 6, 6). Помимо национального унижения действовали, естественно, и другие причины желания избежать уплаты налога.

Нет сомнений в том, что призыв императора доносить на иудейский образ жизни, нашел живой отклик на просторах империи.

Когда Домициан (по Егизиппу через Евсевия) «распорядился истребить всех из рода Давида, то кто-то из еретиков указал на потомков Иуды (он был братом Спасителя по плоти), как происходящих из рода Давида и считающихся родственниками Христа». Домициан вызвал их в Рим, обнаружил, что они бедные крестьяне, «презрительно посчитал их глупцами и отпустил на свободу, а гонение на Церковь прекратил указом. Освобожденные стали во главе Церквей как мученики и как происходящие из рода Господня. Времена настали мирные, и они дожили до воцарения Траяна” (Евсевий, ЦИ Ill, 20).

Гамалиилу Второму, преемнику бен Заккая, «по традиции приписывается также путешествие в Рим во время правления Домициана (81-96 гг.). Причиной его путешествия с несколькими знаменитыми раввинами в Рим было, согласно Талмуду, решение императора о том, что во всей Римской империи через 30 дней не должно остаться ни одного иудея. Гамалиил со своими спутниками будто бы смог добиться приема у одного из сенаторов и так удалось договориться сначала о приостановлении действия декрета, а потом и об его отмене, ввиду того что Домициан был убит заговорщиками. У античных авторов о подобных планах Домициана данных нет…» (Грушевой 6, 2).

В «оттепель» Нервы (96–98) на монетах появляется лозунг «Fisci Judaici calumnia sublata» - ложные обвинения, связанные с иудейским налогом, отменены. Налог стали платить лишь те, кто открыто практиковал иудаизм и принадлежал к общине.

Евсевий: «Тогда же, как сообщают наши древние писатели, апостол Иоанн покинул остров, куда был сослан, и устроился на жительство в Эфесе» (ЦИ III,20). Там он дожил до времен Траяна и пользовался большим уважением.




[1] «Защищаемая многими традиция, в соответствии с которой Клемент и Домицилла были христианскими мучениками, имеет довольно позднее происхождение (IV в. для Домициллы и VIII в. для Клемента)» (Левинская 1,1).

[2] Флавий Клемент и Флавия Домицилла были осуждены за атеизм и иудейский образ жизни.
Борьба против влияния иудаизма (наряду с другими чуждыми культами) на римское общество началась много раньше, А. Грушевой отмечает: «Первый засвидетельствованный в источниках конфликт Рима и адептов иудаизма относится ко времени Маккавейских войн» (Грушевой 1,3). Речь идет о первом изгнании иудеев из Рима в 139 г. до н. э. Тогда были изгнаны и другие представители восточных культов и борьба шла против заражения римских нравов.



Предыдущее: (i)   Разрушение Храма. Пелла, Явне

Комментариев нет: