Краеведческая кухня: евреи: (l) Бар Кохба

воскресенье, 19 ноября 2017 г.

(l) Бар Кохба







(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание)







Восстание Бар Кохбы историки иногда рассматривают как продолжение восстания в провинциях. Его причинами называют закон Адриана, запрещающий обрезание (его некоторые исследователи считают наказанием за восстание), и обещание, данное Адрианом евреям, разрешить отстроить Храм (сведения из Талмуда, возможно, легендарные), которое сменилось намерением императора отстроить Иерусалим как римскмй город - в качестве базы для защиты от парфян… Причины восстания обсуждаются[1].


Иустин Философ (100 – 160) говорит о том, что «в бывшей последней Иудейской войне Вархохева (Бар Кохбы. - Э. Г.), предводитель Иудейского возмущения велел одних только христиан предавать ужасным мучениям, если они не отрекутся от Иисуса Христа и не будут хулить Его» (1 Апология, 36). К слову, Апология Иустина адресована императору Антонину Пию, (а вторая – Марку Аврелию), ее цель – доказать лояльность христиан к римской власти. Иустин не сообщает, что Бар Кохба предавал мучениям христиан (очевидно, иудеохристиан) в Иерусалиме, иначе бы мы имели веское доказательство присутствия Бар-Кохбы в Городе, но слова Иустина во всяком случае означают, что иудеохристиане проживали на территории Иудеи в этот период. Факт захвата Бар Кохбой Иерусалима подтверждается монетами, выпущенными повстанцами. На монетах первого года - «Год первый избавления Израиля», второго — «Год второй свободы Израиля»; на монетах третьего и четвертого годов - «За свободу Иерусалима». Документ, найденный в Иудейской пустыне, датирован третьим годом от освобождения Иерусалима. В самом Иерусалиме монеты Бар-Кохбы (пока) не найдены.

После подавления иудейского восстания Бар Кохбы, в ходе которого все протестующие были уничтожены или проданы в рабство, провинция получила новое название — Палестина Сирийская, а позднее была переделена (с добавлением бывших набатейских территорий) на три Палестины, Иерусалим входил в Палестину Первую, столицей которой была та же Кесария. Император Адриан отстроил Иерусалим, назвал его Элия Капитолина и заселил ветеранами (так называли римских солдат, прошедших срочную службу, в награду они получали землю и становились поселенцами) и греческими колонистами. Адриан запретил евреям проживать в Иерусалиме и его окрестностях, им разрешалось посещать Иерусалим раз в год (9 Ава) для оплакивания судьбы Храма.


Отсутствие евреев в Иерусалиме не обозначает их отсутствия в Палестине. Религиозный центр иудаизма после поражения восстания Бар Кохбы из Явне перемещается все дальше от Иерусалима и от побережья - в Галилею: сначала в город Уша, затем в Сепфорис-Циппори, переименованный Адрианом в Диокесарию, во второй половине III в. - в Тивериаду.


Иудаизм остается разрешенной религией. Преемник Адриана Антонин Пий (правит 138 - 161) отменяет дискриминационные законы Адриана, сохраняя, однако, запрет на проживание евреев в Иерусалиме, запрещается также обращение в иудаизм (обрезание неиудеев). «Во взаимоотношениях Рима и иудеев наступает — как бы это ни казалось странным в первый момент — значительное улучшение» (Грушевой, Введение).

Комментариев нет: